Что делать, если ребенок не хочет идти в школу? На определенные уроки или просто нет настроения. У меня есть свой собственный родительский кодекс. Не факт, что он подойдет всем родителям, и я не собираюсь сейчас «рычать», чтобы отстоять его правильность. Я уже однажды, лет десять назад, так сильно «рычала» — доказывала, не могла найти слов, чтобы убедить в том, что поддержка ценнее давления, конфликтовала, спорила… С тех пор научилась не ломиться в закрытые двери. «Свою стаю» можно найти разными способами. Я уверена, что есть родители, которые думают, как я. И учатся быть родителями каждый день.

Кодекс:

ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ НРАВИТСЯ — ГОЛОСУЙ НОГАМИ. ВСТАВАЙ И УХОДИ. НЕ ТЕРПИ.

Кто виноват, если ему неинтересно, скучно? И слова: «Знаете, у нас такие правила. Если я буду приходить на работу не к 8-ми, а к 11-ти, меня уволят. Если столько пропускать, то отчислят. Это система, в ней есть правила: хочешь получить аттестат, — будь добр присутствовать, как положено! Если им всем скучно, это не значит учитель плохой. Это значит, что с ними, с детьми, что-то не так!» Эти слова не убеждают ребенка.

С ТОБОЙ ВСЁ ТАК. И С УЧИТЕЛЕМ ТОЖЕ. ОН ТАКОЙ. ТЫ ДРУГОЙ. ОН ИМЕЕТ ПРАВО ТЕБЕ НЕ НРАВИТЬСЯ. ТЫ ТОЖЕ ИМЕЕШЬ ПРАВО НЕ НРАВИТЬСЯ ЕМУ.

Что делать, если система продолжает строиться по принципам давления: отчислим, накажем, поставим на место? «Администрация будет решать, что делать, а не вы. Здесь правила системы, а не те, которые дети придумывают: хочу — хожу, хочу — не хожу!»

CМ. ПУНКТ 1. УЧИСЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. УЧИСЬ ВЗВЕШИВАТЬ ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ». УЧИСЬ НЕ БОРОТЬСЯ, А ИСКАТЬ НОВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, МЕНЯЮЩЕЕ СИСТЕМУ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. НЕ БЫВАЕТ СКУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ СКУЧНЫХ УЧИТЕЛЕЙ, БЫВАЕТ СКУЧНАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА. УЧИСЬ, ГЛЯДЯ НА ТО, «КАК НЕ НАДО», И ДЕЛАЙ ПО-ДРУГОМУ. 

Кто виноват в том, что одного слушают, затаив дыхание, боясь пропустить что-то интересное, а на уроках другого сидят, уткнувшись в телефоны?

МЫ ЖИВЕМ В ОБЩЕСТВЕ, КОТОРОЕ ТОЛЬКО НЕДАВНО ПЕРЕСТАЛО НАБЛЮДАТЬ СКУЧНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ И СЛУШАТЬ НЕСВЯЗНЫЕ РЕЧИ ПЕРВЫХ ЛИЦ. ДА И СЕГОДНЯ ЕСТЬ ТЕ, КОМУ ЧТО-ТО НРАВИТСЯ И ТЕ, КТО НЕДОВОЛЕН. НЕ НУЖНО ЖДАТЬ, ЧТО КТО-ТО УДИВИТ ТЕБЯ ИЛИ СДЕЛАЕТ ТВОЮ ЖИЗНЬ ИНТЕРЕСНОЙ, ЭТОТ КТО-ТО – ТЫ. ЖИЗНЬ ТВОЯ. ЕСЛИ ТЕБЕ НЕ ЖАЛКО ТРАТИТЬ ЕЕ НА НЕДОВОЛЬСТВА, СИДИ, УТКНУВШИСЬ В ТЕЛЕФОН ДАЛЬШЕ.

Что делать, если хочется высказывать недовольства, искать свежие идеи и решения вместо того, что не нравится, придумывать, как могло бы быть интересно, но это никому не нужно и тебя, в общем-то, никто об этом и не просит. Да и мнение твое в системе не на первом месте. Системе важно, чтобы ты был ей удобным, а ты начинаешь бузить «нравится-не нравится».

УЧИСЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ И ИСКАТЬ ОТВЕТЫ. ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ? ЧТО ЗАВИСИТ ИМЕННО ОТ ТЕБЯ? КАКИЕ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ?

Кто виноват, что дети растут, взрослеют, а система не меняется? «Систему невозможно изменить, придется играть по её правилам!» — говорит мне классная руководительница на мое утверждение, что я не могу гарантировать стопроцентное посещение школы своим ребенком.

УЧИСЬ СОЗДАВАТЬ ОБЩИЕ ПРАВИЛА. ДОГОВАРИВАТЬСЯ. ИСКАТЬ КОМПРОМИСС. НАХОДИТЬ РЕШЕНИЯ. ЕСЛИ ЭТО НЕВОЗМОЖНО — УХОДИ.

Сделай десять шагов навстречу, и если вторая сторона стоит на месте и не идет тебе навстречу, уходи. Правила в системе создают люди. Система не меняется, потому что люди продолжают играть по старым правилам. Они не решаются придумать свои или усовершенствовать то, что есть. Ты думаешь, самое страшное – не получить аттестат зрелости? Самое страшное – остаться незрелым, получив аттестат.

Быть зрелым – это не научиться быть удобным системе, а научиться создавать общие правила, в том числе, свои. Про свою жизнь. Я не против системы, я ЗА то, чтобы мой ребенок был счастлив и научился создавать свое счастье самостоятельно. Это и есть зрелость.

Ольга Плисецкая

comments powered by HyperComments